?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совсем недавно посмотрела очень интересный фильм об одной японской женщине, которая в 44 года стала одной из группы поддержки бейсбольной команды. Я больше чем уверенна, что мы все прекрасно понимаем о чём идёт речь, но на всякий случай... Мы говорим о группе поддержки - девочки в маленьких юбочках с мохнатыми шариками в руках.


Сравнительно недавно большая торговая фирма Ракутен создала свою собственную бейсбольную команду. В Японии бейсбол - это национальная игра. Каждый японец, особенно те, кому за тридцать болеет за какую-то команду. Лига профессиональных команд известна и список команд знаком каждому японцу с детства. Поэтому появление новой команды - событие общенациональное. Ракутен, кстати, команда района Северо-Восточных префектур. Конечно же многие более чем скептически относились к идее создания новой команды вообще, поэтому комитет по раскрутке этой команды пытался сделать всё возможное и невозможное чтобы заставить людей говорить об этой команде. И когда на конкурс в группу поддержки пришла мама троих детей сорока четырех лет, они сразу уцепились за неё, как за концептуальную идею, что каждый имеет шанс в этой жизни: как женщина среднего возраста, так и новая команда. Новость о сорока четырёх летней "девочке из группы поддержки" облетела в одну секунду всю Японию и не сходила со страниц газет долгое время. Вот именно об этой женщине спустя несколько лет был создан фильм.





Опущу предисловие о том, как она попала на этот конкурс, но вышла она перед жюри со словами: "У меня душа на 20, а кожа на 30. Меня зовут Онодэра, мне 44 года". Танцевать она не умела даже близко. Сесть на шпагат, вообще не вариант. Но она была нужна комитету, как новость, как концептуальная идея. Они взяли её в команду. И вот как на это прореагировали близкие - семья, девочки из команды, соседи, я хотела бы написать.
Опишу для начала её семью. Муж, три взрослых ребёнка: дочь работает, сын в университете и младший сын в старшей школе, и конечно же свёкры (бабушка и дедушка). Я бы назвала это классической семьёй для японской драмы. Но, как оказалось, в провинциях вне Токио, такая семейная схема вполне традиционная. Как только мама объявила, что прошла конкурс и является претендентом на место в группе поддержки, все, абсолютно все, были против. Все, кроме соседки, тоже сорокалетней с чем-то женщины, которая придумала ту, фразу, с которой выступила Онодэра-сан перед жюри. Она сказала, своей подруге-соседке приблизительно то же самое, что сказала Софи Лорен: "Женщина в сорок настолько самостоятельна, что она сама может решать сколько ей лет и где у неё талия". Вот эта соседка, тоже домохозяйка, как и наша героиня, была фанаткой этой идеи с самого начала. Девочки из команды стали следующими понимающими. Неожиданно. По крайней мере для меня. Традиционно двадцатилетние красотки, мечтающие выйти замуж за профессионального бейсболиста, ещё на конкурсе смотрели на мать троих детей, как на нечто совершенно неприемлемое. Но то ли с ними поговорила тренер, о том, что Онодэра-сан - это новость, то ли японки вообще НЕ готовы порвать всех и каждого ради своего собственного успеха, но как только Онодэра-сан попросила самую умелую девочку в команде помочь ей, она тут же откликнулась. Она согласилась репетировать с возрастной конкуренткой в парке по утрам дополнительно к тренировкам. В последствии к ним присоединилось ещё две трети команды.
Следующим понимающим стал муж. Видимо он быстро сообразил, что это его единственный шанс спать с девчонкой из группы поддержки. Он не пропустил ни одной игры, где танцевала его жена. Он фотографировал её, писал для неё плакаты. И даже помогал нести чемоданы до самолёта.

Потом с идеей смерились старшие дети. Они перестали говорить маме гадости, а просто сделали вид, что не замечают всей ситуации. И только свекровь и младший сын никак не могли смириться с тем, что мама будет прыгать по бейсбольному полю в коротенькой юбке и открытым пупком. Свекровь скупала газеты с заметками о невестке, чтобы никто из соседей не видел семейного позора. А сын заявил, что мама позорит его и что она больше ему не мать, и что он теперь в школе просто не может появиться. Кстати, сын тоже играл в бейсбол за свою школу.

Так вот. Представьте ситуацию вам сорок пять (ну, как бы уже возраст), у вас по три тренировки в день, плюс дополнительные репетиции с девочками в парке, мышечная боль приходит уже с опозданием и с усиленным болевым эффектом, но при всём при этом обычных обязанностей по дому никто не отменял. Да, дочь уже работает, да - сын уже в университете, да и свекровь совсем не дряхлая и вполне могла бы приготовить ужин на семью. Но раз уж это делает мама, значит мама. Ей приходилось вставать в пять утра, чтобы приготовить завтрак на всю семью. Было даже пару случаев, что она засыпала, стоя у сковородки, омлет подгорал и срабатывала пожарная сигнализация. В этих случаях недовольные разбуженные домочадцы выходили из комнат и откровенно выражали, мягко выражаясь, недовольство тем, что их разбудили в такой ранний час. Особенно свекровь, которая в силу своего возраста уже сама просыпалась около четырех тридцати. И ни разу, ни одним словом наша героиня не напомнила о том, что члены команды группы поддержки зарабатывают вполне серьезные деньги. Нет. Вот она японская философия в действии: "Чтобы ты не делал, ты не должен доставлять неудобства другим". Расшифрую. Мать семейства, не посоветовавшись ни с кем, пошла на конкурс и, что ещё хуже, прошла этот конкурс, поэтому никого не интересует устаёшь ты или нет, болят ли у тебя мышцы от трёх тренировок в день или нет, дом должен быть убран, а семья накормлена. Единственный член семьи, который стал потихоньку помогать маме - младший сын, который тоже возвращался домой около десяти вечера после школы, тренировки и подготовительных курсов. Остальные работающие и понимающие даже не подумали о том, что маме можно помочь. Но! Она даже не обиделась на них. Она была им благодарна за то, что они позволяют маме делать то, что ей хочется.

Дальше больше. Тренер команды - женщина лет тридцати, которая совершенно не собиралась делать скидки никому и не по какому поводу, после выступления построила команду и спросила: "Кто ошибся? Кто во время танца сделал неправильное движение, хотя бы одно, поднимите руку". Онодэра-сан руку не подняла, потому что по её словам она от волнения даже не помнила что выступала перед целым стадионом болельщиков. Тренер обвела глазами команду и произнесла: "Онодэра может завтра не приходить." В раздевалке Онодэра-сан подошла к тренеру, чтобы узнать причину, но та даже разговаривать с ней не стала. После пропущенного дня тренировок, Онодэра-сан снова подошла к тренеру и спросила должна ли она покинуть команду. На что тренер спокойно сказала: "Конечно нет. Я наказала тебя не за то, что ты ошиблась во время выступления, а за то, что не подняла руку. А значит, что даже не поняла, что ошиблась. Надо владеть своими нервами." "Я поняла," - догадалась Онодэра-сан, - "вы меня держите в качестве ярмарочного медведя!" "Да!" - закивала тренер, - "И что в этом плохого? Тебе какая разница в качестве кого ты в команде? Ты хотела попасть в команду, ты в команде. Завтра уезжаем на игру в другую префектуру, не опаздывать!" И ведь слово не скажешь - тренер. Не важно, что ты уже выкурила свою первую сигарету, когда этот тренер только родился.



В итоге этой драмы Онодэра-сан работает в команде целый год, обрастает своими поклонниками, мужчинами и женщинами среднего и старшего возраста, которые, глядя на неё, верят в то, что жизнь в сорок только начинается и всё ещё спереди. Муж просто вне себя от счастья от того, что его жена знаменитость, дети вроде тоже перестали возражать. После последней игры, а соответственно после последнего выступления, семья готовит сюрприз для мамы - ужин. На котором Онодэра-сан объявляет о том, что собирается уйти из команды поддержки. При этой свекровь - первая, кто отговаривает невестку от такого опрометчивого шага. Это было кульминацией и моментом единения семьи. Все плакали от счастья, смеялись и подливали друг другу вкусного японского пива.

Можно я расскажу на что этот фильм открыл мне глаза? Я поняла, что я слишком ленивая и сплю слишком много. Что, если хочешь быть писателем - надо перестать спать вообще и работать более чем двадцать часов в сутки. О работе по дому надо думать как об отпуске от настоящей работы. Вот это по-японски. У меня больше понимающих и поддерживающих меня людей, так что мне в жизни повезло намного больше. Я конечно не пыталась показывать свой пупок, но всё-таки... А жизнь начинается в тот момент, когда ты хочешь, чтобы она началась, а возраст, совершенно не важен!


на фотографии Онодэра-сан и актриса, которая сыграла ее в фильме.

Profile

Kimono
polinakatsuro
polinakatsuro

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel